Бесплатная доставка от 15 000 руб 

Книжная полка: три романа Достоевского

Кажется, нет среди нас тех, кто не скучал бы над прозой Фёдора Михайловича в школе. Все дело в возрасте — попробуйте перечитать его книги сейчас. Объёмные, сложные и многоплановые, они дают и забирают столько, что это почти не под силу вынести. Но ведь в этом и суть — только упорная работа ума позволит воспринять, понять и запомнить всё то, о чём говорит классик. 

«Братья Карамазовы»

Задумывались Достоевским как первая часть эпического романа «История великого грешника». Планам не суждено было сбыться — писатель скончался через два месяца после публикации книги. О ней сложно говорить, как о законченном произведении. Кто в центре внимания? Нетерпеливый, безудержный в своих страстях Дмитрий? Сомневающийся, глубоко чувствующий Иван? Или ангелоподобный отрок Алексей, едва начавший постигать жизнь? 

 

Трое братьев с детства брошены собственным отцом. Он — «мелкий плут и льстивый шут, насмешливый, злой циник и сладострастник» — распалён вожделением к Грушеньке, бывшей содержанке, женщине «с характером смелым и решительным». Её же со всем отчаянием, на какое способен, любит его старший сын Митя. Она, Грушенька, — в центре тёмных, сложных событий, которые привели к гибели отца и осуждению сына.

 

Писатель измучил своих героев. Больной восторг, тоска и тревоги Мити, странный сон и неотвязные мысли Ивана, мстительный порыв и ревность Кати, невесты Мити, — такая исступленность бывает только у Достоевского. Полнокровные характеры, контрастные настроения и сильные чувства, порожденные гордостью и ею же подавляемые. Но что дальше? 

 

«Карамазовы» — роман о Боге, нравственном выборе и свободе воли. Ни о чём другом Достоевский не писал. 

«Бесы»

Немыслимые проекты нового устройства мира: «Весь ваш шаг пока в том, чтобы всё рушилось: и государство, и его нравственность. Останемся только мы, заранее предназначившие себя для приёма власти». Как вам такое? И ведь это не художественный вымысел и не преувеличение, это реальные настроения того времени.

 

Идейно-политическая составляющая романа очень велика. Замысел «Бесов» родился из «дела Нечаева» — реального судебного разбирательства 1871 года об убийстве пятью членами тайного общества «Народная расправа» своего же товарища для «пользы дела». Ореол революционной романтики и мысль о «пользе дела» оправдывали и допускали всё — ведь раз для дела, то и думать нечего... 

 

О ключевом персонаже романа, о Николае Ставрогине, стоит сказать особо. Казалось бы, он ни к кому не подходит слишком близко, но затрагивает и связывает всех и каждого. Безразличный, развращённый, не сумевший — или не пожелавший — сберечь собственную душу человек. Найдите не прошедшую цензуру и не вошедшую в некоторые издания «Бесов» девятую главу «У Тихона» — она и сейчас публикуется не целиком. В ней исповедь Ставрогина — она лишает дара речи, но расставляет точки над i, делая финал книги сообразным жизни персонажа.

«Подросток»

В XIX веке эту книгу называли «романом воспитания» и часто сравнивали с романом Тургенева «Отцы и дети». «Подросток» — это отчаянное желание иметь духовную опору, поиск ориентира, той самой вехи, глядя на которую можно идти по жизни. Вместе с тем, это утраченные иллюзии. 

 

Каждому из действующих лиц есть, о чём умолчать и на что уповать. Вот только главный герой, юный Аркадий Долгорукий, разве может он, восторженный, простодушный идеалист, хоть что-то заметить и понять до того, как всеобщие недомолвки и подозрения выльются в катастрофу? 

 

Роман написан от лица главного героя, а он в свои 19 лет ещё ребенок. И каждое его слово звенит щемящей душу простотой и доверчивостью. Ему ведь только предстоит узнать, что поступки красноречивее слов, что они и только они говорят правду о человеке без туманных намёков и полутонов.

Фото: @zoelaz

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО